Аварийное восстановление как услуга DRaaS


Успех многих компаний зависит от непрерывности работы сервисов и приложений. В большинстве случаев компании применяют различные инструменты, позволяющие обеспечить работу непрерывную и безотказную работу информационной системы. Как правило, такие решения позволяют быстро возвращать в рабочее состояние отдельные компоненты системы за счет резервирования мощностей, перезапускать "упавшие" сервисы и т.д. Такой подход неплохо работает в случае выхода из строя сервера, а также при разных ошибках в программном обеспечении.

Кроме инцидентов локального характера (выход сервера из строя), существуют еще и глобальные катастрофы, возникновение которых спрогнозировать очень сложно. Такие катастрофы могут вывести из строя всю информационную систему. В свою очередь, такие катастрофы не должны влиять на непрерывность бизнеса.

Чтобы бороться с катастрофами, используются системы аварийного восстановления (DRS – Disaster Recovery System), позволяющие запускать необходимые сервисы на удаленной площадке, если основная вышла из строя. В результате такие системы позволяют сократить время простоя до минимума.

Реализовать DRaaS-систему можно двумя способами. Первый – построить ее самостоятельно, но на это придется потратить значительные финансовые ресурсы. Второй – обратиться к облачному провайдеру, что проще и дешевле.

Принцип работы DRaaS

В рамках услуги DRaaS провайдер обеспечит репликацию серверов компании на удаленную площадку с возможностью развертывания в случае аварии. Другими словами, в облаке будет создана копия серверов компании. Если инфраструктура клиента перестанет работать, копии в облаке можно запустить и за считанные минуты продолжить работу.

Между облачным провайдером и заказчиком заключается соглашение об уровне оказания услуг (SLA – Service Level Agreement). В нем документируются требования к DRaaS – время восстановления и т.д. Двумя основными показателями, которые указываются в этом соглашении, являются RTO (Recovery Time Objective) и RPO (Recovery Point Objective):

  1. RTO – зависит от количества виртуальных серверов, подлежащих восстановлению, а также от того, как будет обеспечиваться устойчивость к катастрофам. Как правило, время на возврат виртуальной машины в строй после аварии не превышает двух часов, но этот параметр может меняться.
  2. RPO – зависит, от того, какой из двух типов репликации применяется для копирования данных. Как правило, облачные провайдеры используют асинхронную репликацию. Такая репликация значительно уменьшает требования к каналу передачи данных, следовательно, минимизирует стоимость услуги для клиента, но увеличивает значение RPO до одного часа. Синхронная репликация практически не применяется, поскольку она делает услугу нерентабельной.

Преимущества и недостатки технологии

Как и у всего в этом мире, данная технология обладает своими преимуществами и недостатками. К преимуществам можно отнести экономию финансовых средств и простоту внедрения.

Конечно, в первую очередь DRaaS позволяет экономить финансы предприятия. Если попытаться самостоятельно развернуть подобное решение, вам придется купить аппаратные средства, программное обеспечение, нанять квалифицированных сотрудников, обладающих необходимыми навыками. Все эти затраты будут регулярными:

  1. "Железо" нужно время от времени модернизировать, покупать части, вышедшие из строя и т.д.
  2. Лицензии на программное обеспечение нужно пролонгировать.
  3. Зарплаты сотрудникам (за администрирование площадки).

Многие компании просто не смогут позволить себе подобные траты. А для некоторых, у которых всего одно-два бизнес-критических приложений, развертывание подобной площадки будет просто нерентабельным. В случае с DRaaS обо всем заботится облачный провайдер.

Решение DRaaS достаточно легко внедрить. Вам не нужно нанимать квалифицированный и высокооплачиваемый персонал. Сотрудники облачного провайдера помимо высокой квалификации имеют также и опыт использования решений подобного плана, что позволит исключить влияние человеческого фактора при обслуживании системы и при развертывании серверов в случае аварии.

А теперь о недостатках. В случае с DRaaS вы будете зависеть от облачного провайдера. Именно поэтому важно выбрать хорошего провайдера. Если провайдер в случае катастрофы не сможет обеспечить надлежащее качество восстановления, последствия для заказчика будут самыми плачевными – ведь речь идет о критических бизнес-приложениях, от которых зависит работа всей компании. Это единственный недостаток решения DRaaS.